Памятка для граждан о порядке действий при осуществлении в отношении них работыпо возврату просроченной задолженности

Как защититься от незаконных действий коллекторов

 

С 1 января 2017 года вступили в действие основные положения Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Закон № 230-ФЗ).

Данный закон устанавливает определенные правила, которых должны придерживаться при взаимодействии с должником как сам кредитор, так и привлеченные им третьи лица.

Привлекать к взаимодействию с должником кредитор может только лиц, профессионально осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, так называемых «коллекторов». Данная деятельность должна являться основной для юридического лица, должен быть соблюден ряд требований для выполнения функции «профессионального взыскателя».

Информация о таких организациях содержится в государственном реестре, который ведет Федеральная служба судебных приставов. Ознакомиться со сведениями о реестровых коллекторах, которые прошли процедуру проверки на соответствие требованиям Закона № 230-ФЗ можно на сайте ФССП России в разделе «Сервисы» (http://fssp.gov.ru/gosreestr_jurlic/).

 

В каких случаях Вы можете столкнуться с коллекторами.

 

1. В случае если у Вас имеется задолженность перед банком или микрофинансовой организацией (далее — кредиторы).

Кредиторы могут поручить коллекторам вести с Вами переговоры от имени кредитора по вопросу задолженности и требовать от Вас оплаты долга.

Также может быть, что кредитор продал права требования по Вашему долгу коллекторам. В таком случае коллекторы с Вами будут взаимодействовать уже на правах Вашего нового кредитора и требовать оплаты долга в свою пользу.

 

2. В случае если Вы были указаны должником в качестве контактного лица.

При возникновении задолженности с Вами могут связать коллекторы с целью передачи информации для должника, а при наличии определенного согласия должника, коллекторы с Вами могут общаться и по вопросу возврата задолженности, которая имеется у должника.

Важно! Если Вы не являетесь должником и Вам позвонили коллекторы или кредиторы по долгу другого человека, Вы вправе отказаться от общения, выразив своё «несогласие» на осуществление взаимодействия с Вами в любой удобной для Вас форме, в том числе в ходе телефонного разговора. В таком случае Федеральным законом № 230-ФЗ запрещено дальнейшее взаимодействие с Вами.

 

3. Может быть и такое, что Вы приобрели сим-карту с номером телефона, который ранее принадлежал лицу, имеющему долги перед какими-либо кредиторами, и теперь Вам звонят коллекторы и требуют оплатить долг. При таких обстоятельствах рекомендуется выяснить у звонящих наименование кредитора или коллекторской организации, уточнить юридический адрес и затем направить в данную организацию заявление об исключении Вашего номера телефона из базы данных кредитора (коллектора), приложив копию договора с оператором связи в качестве подтверждения, что номер телефона принадлежит именно Вам, а не должнику.

 

Какие способы разрешается использовать кредиторам и коллекторам для общения с должниками.

- личные встречи (не чаще 1 раза в неделю);

- телефонные переговоры (не чаще 1 раза в сутки, 2-х раз в неделю);

- смс, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи (не чаще 2-х раз в день, не чаще 4-х раз в неделю);

- почтовые отправления.

Важно!любые контакты с должником могут осуществляться только с 8 до 22 часов в будние, и с 9 до 20 часов в выходные/праздничные дни. Время определяется по месту регистрации или проживания должника, которое известно кредитору.

 

Что запрещено кредиторам и коллекторам.

 

При любых обстоятельствах запрещено угрожать причинением вреда здоровью или жизни, уничтожением или повреждением имущества должника и иных лиц. Кроме того, запрещено оказывать психологическое давление, унижать честь и достоинство должника и иных лиц, вводить в заблуждение, в том числе относительно последствий неисполнения обязательств.

Важно! Наложение ареста на имущество должника осуществляется только судебным приставом-исполнителем в соответствии с полномочиями, которые он получает на основании вступившего в законную силу судебного акта. Коллекторы к указанному процессу не имеют никакого отношения.

 

Рекомендации по общению с коллекторами.

 

Следует отметить, что цель коллекторов - вернуть долг. При этом необязательно, что общаясь с Вами коллекторы непременно будут нарушать закон. Если у Вас имеются неисполненные обязательства и факт поступления звонков от коллекторов по данному вопросу Вам неприятен, тем не менее это не нарушение. Однако стоит перестраховаться. Итак, по возможности фиксируйте все контакты с коллекторами, будь то телефонные звонки или личные встречи, ведите аудио (видео) запись. Всегда выясняйте полное наименование и юридический адрес организации, от представителей которой Вам поступил звонок, ФИО и должность звонившего, фиксируйте номера, с которых с Вами осуществляется взаимодействие, время звонков, сохраняйте смс-сообщения, почтовые уведомления и сообщения, полученные от коллекторов по электронной почте.

В случае если будут совершены действия, нарушающие Ваши права, Вы всегда сможете подтвердить этот факт, имея на руках неопровержимые доказательства.

 

Возможен ли отказ от общения с коллекторами?

 

У должника есть право отказаться полностью от общения с кредиторами и коллекторами при условии, что с момента возникновения просрочки по кредиту или микрозайму прошло более 4-х месяцев. В таком случае, в адрес кредитора или коллектора можно направить письменный отказ от общения по вопросу погашения задолженности. При получении такого отказа кредитор будет иметь возможность взыскивать долг только через суд, и вправе направлять Вам только почтовые отправления.

Кроме того, можно оградить себя от общения с коллекторами направив заявление на взаимодействие с Вами по вопросу возврата просроченной задолженности только через представителя. После получения такого заявления ни кредитор, ни коллекторы не вправе встречаться с Вами, звонить и направлять сообщения, взаимодействие они обязаны осуществлять только с указанным Вами представителем. При этом в качестве Вашего представителя по такому заявлению может выступать только адвокат.

Указанные заявления должны быть определенной формы, которую можно скачать перейдя по ссылке: http://fssp.gov.ru/2499272/

Куда обращаться за помощью.

 

В случае, если коллекторы применяют физическое насилие, угрозы убийством или причинением вреда здоровью, пытаются изъять, либо портят имущество необходимо обращаться в правоохранительные органы.

 

При нарушениях со стороны банков и микрофинансовых органиций Вы вправе обратится в Центральный банк Российской Федерации (интернет-приемная: https://cbr.ru/reception).

 

Если кредиторами допущено разглашение Ваших персональных данных, Вы имеете право обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (интернет-приемная: https://rkn.gov.ru/treatments).

 

Федеральная служба судебных приставов осуществляет государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих возврат просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также вправе возбуждать дела об административных правонарушениях в отношении кредиторов (за исключением кредитных организаций) и лиц, действующих в их интересах, в связи с чем, гражданам Ставропольского края по вопросам нарушений их прав при возврате просроченной задолженности со стороны кредиторов и коллекторов необходимо обращаться в Управление Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю по адресу: г. Ставрополь, ул. М. Жукова, 46, либо по телефону: 8 (8652) 23-27-62, (интернет-приемная: http://r26.fssp.gov.ru)

При обращении в Федеральную службу судебных приставов для объективного рассмотрения Вашего заявления и достижения удовлетворительного результата целесообразно детально в хронологическом порядке изложить события, а также указать:

- каким образом с Вами, либо с третьими лицами происходит взаимодействие (телефонные звонки, СМС-сообщения, голосовые уведомления, почтовые отправления, сообщения в социальных сетях, личные встречи);

- если взаимодействие осуществляется с третьими лицами, их ФИО, контактные данные;

- с каких номеров телефонов, адресов электронной почты, аккаунтов происходит взаимодействие;

- кем представляются (ФИО, должность), в пользу кого действуют (наименование кредитора и лица, действующего от его имени);

- если поступали угрозы, то какие именно.

В целях всестороннего и своевременного рассмотрения Вашего заявления, необходимо подтверждение нарушений кредитором или коллектором установленных законом правил следующими документами:

- детализация телефонных переговоров (заказывается в салоне связи Вашего мобильного оператора, либо через официальный сайт в сети интернет), отметьте номера с которых осуществлялись звонки;

- аудиозаписи в ходе личных встреч с коллектором, а также телефонных переговоров (через программное обеспечение, установленное в Вашем мобильном телефоне или любым другим доступным способом);

- копии почтовых отправлений или копии электронных писем от кредитора и коллектора, поступивших Вам;

- снимки, «скриншоты» с экрана Вашего экрана монитора компьютера, мобильного телефона, содержащие СМС сообщения от коллектора, ID страницы в социальной сети, с которой осуществлялась рассылка;

- копии писем (заявлений), направленных Вами кредитору (коллектору), документы, подтверждающие их направление.

Напоминаем гражданам, что закон не освобождает заемщиков от исполнения обязательств, поэтому сами по себе требования кредиторов и лиц, действующих от их имени, предъявленные в рамках закона, правомерны и не могут рассматриваться как нарушение прав.

Время создания/изменения документа: 01 апреля 2020 11:52 / 01 апреля 2020 12:01

Версия для печати